Главная категория > Курилка

Поговорим за Одессу

(1/1)

vvm:
https://proza.ru/2018/05/20/1741
Хорошо известны слова и выражения из «высочайшей» сферы: «аллилуйя», «аминь», «молох», «пасха», «суббота», «юбилей», «камень преткновения», «козел отпущения», «каинова печать», «соломоново решение»… Для них даже существует специальный термин «гебраизм», обозначающий заимствования из древнееврейского языка, преимущественно из Библии.
Упрощенно можно сказать, что преемником древнееврейского языка является иврит.
Но есть слова и выражения из «низшей» сферы, связанные с воровским миром, многие из которых заимствованы из другого еврейского языка - идиша. [*]
В этом с идишем может посоперничать разве что татарский язык: барыга, ватага, кирдык, кистень, лафа, тумак, урка, якшаться…
Имеются, конечно, и «исконные» (матерные вынесем за скобки): босяк, вертухай, гоп-стоп, жмурик, задрыга, катала, лушпайка, медвежатник, общак, погоняло, ряха, стукач…
Но «первенство» идиша неоспоримо. [**]
Безусловно, здесь сказалось влияние на русский язык его одесского диалекта, который в свою очередь неотделим от идиша. Как и в идише, слова в нем многозначны и, в зависимости от контекста, выражают противоположное, подчас, непонятное для приезжих. Имеет место водействие идиша и на синтаксис.
Приведу несколько калек с идиша:
- таки (да) - усиливающий предлог или заменяющее словосочетание «всё же» (в идише - «таке»)
- «две большие разницы» (часто встречается не только в Одессе), «иметь интерес»
- «Я имею (вам, у меня есть, что) сказать», «Вас здесь не стояло», «С тибе все будут смеяться», «Вам их надо?» «К мине вопросов быть не надо», «Перекратите мене нервничать», «Не трогай мене за здесь!»
И, наконец, главный идишизм: «Поговорим за Одессу».

* - идиш возник в Центральной и Восточной Европе в X-XIV веках на основе немецких диалектов (65-70 % лексики) с заимствованиями из древнееврейского и арамейского (до 15-20 %) и славянских (до 15 %) языков, а позднее - и из современного немецкого языка. Рекомендую к просмотру документальный фильм Александра Моисееевича Городницкого «В поисках идиша»
** - в Германии почти весь воровской жаргон (гаунершпрахе) заимствован из идиша. Это объясняют тем, что многие евреи были скупщиками краденого и передавали ворам свой жаргон

АТАС (ивр. атуд - внимание, приготовиться) - стоять на атасе - предупреждать сообщников об опасности во время кражи, воровства
БАЛАБУСТ – «большой начальник» (иронично), БАЛАБУСТЕ – хозяюшка, крепкая бабель
БАШЛЯТЬ (ивр. бишель - варить) - делать навар от афёры. Отсюда БАШЛИ – бабло, тити-мити…
БЕЦ(а)ЛЫ - мужские бикоконы
БИКИЦЕР (ивр. бекицур – быстро, короче) - Прекрати, хватит! Отвали! Сделай так, чтобы тебя искали! МИКЕР-БИКИЦЕР - выполнить быстро и аккуратно
БИКСА (искаженное «шикса» - см.) - опытная проститутка
БЛАТНОЙ (нем. Blatte - лист, бумажка) - тот, кто устраивается по «бумажке» от нужного человека; свой среди уголовников
БОТАТЬ ПО ФЕНЕ (ивр. битуй – выражаться, офен – способ) - выражаться особым, непонятным для окружающих способом
БУГОР (ивр. бохер - взрослый парень) - бригадир, авторитет в преступной среде
ГАНДЕЛИК (нем. Handel - торговля) – забегаловка. Отсюда ГАНДЛЯР - торговец, нечистоплотный делец, барыга
ГАРМИДЕР – беспорядок, неразбериха, неприятности, маленький бардак
ГВАЛТ (нем. Gewalt – насилие) – громкий крик, шум, неразбериха
ГЕМБЕЛЬ (нем. Scharfhobel – шархобель - рубанок для грубого строгания) – крупная неприятность, неприятное, трудновыполнимое обязательство, головная боль
ГЕШЕФТ (нем. Geschaft – торговая операция, сделка) - коммерческое дело, основанное на спекуляции низшего разбора или на обмане. Отсюда ГЕШЕФТМАХЕРСТВО - неблаговидная спекуляция
ГИЦЕЛЬ (нем. hitze – преследовать на охоте, травить) – живодёр
ГОЙ (ивр. гой – народ, мн. число – гойим – народы) – иноверец, нееврей. ШАБЕСГОЙ (субботний гой) -  нееврей, выполняющий в субботу действия, запрещённые в этот день евреям
ГОЛЕМ (ивр. голем - глиняная глыба; призрак, фантом) - тупица, идиот, бесформенная масса
ЁЛД (ивр. елед – ребёнок) – человек не из преступного мира; «старый дурак»
ЗЕХЕР - хитрость или уловка, которая помогает решить проблему или что-то скрыть от окружающих
КАГАЛ (ивр. кахал - община, собрание) - толпа, шумное сборище; шум, неразбериха, хаос
КАЛЁНЫЙ (ивр. кэле - тюрьма) - имеющий судимость, отсидевший в тюрьме
КАНТОВАТЬСЯ (ивр. кенес - сбор, слёт, съезд) - быть вместе
КАЙФ (ивр., араб. кейф) - состояние полного удовольствия, наслаждения. Отсюда в арабском – кофе
КАПЦАН (нем. Kabzen - бедняга, нищий) - оборванец; скупердяй
КЕНТ (нем. kennen - знать, быть знакомым) - может знать, знакомый, чувак, кореш
КИПИШ - см. ХИПЕШ
КЛИФТ (ивр. халифа – костюм) – полупольто, пальто, чаще пиджак
КОДЛА (ивр. кэдале - бедный, нищий, убогий) - сборище воров, босяков, оборванцев, голи перекатной
КОЦАТЬ - бить, избивать, портить. Коцаные стиры - меченые самодельные карты
КОШЕРНЫЙ (ивр. кашрут – дозволенный, пригодный) у Даля: «еврейский, чистый, непоганый, дозволенный по закону на пищу; противопол. ТРЕФНОЙ. Коширное мясо, с еврейской бойни; иного евреи не едят»
КОШАРЬ (ивр. кэшэр - общение, связь) - делающий передачи заключёным
КСИВА (ивр. кт(с)ива - документ, нечто написанное) - документ, бумага
КУРВА (ивр. карва, курва - близость, родство) - шлюха. В древности дружинники, чтобы сплотиться, пили «братнину» - чашу с общей кровью. У блатных такой «братниной» был групповой коитус с курвой, воры становились «кровными» родственниками (ивр. кровим - родственники)
ЛАПСЕРДАК (нем. Lappen – тряпка и сюртук) – длиннополый сюртук; нелепая, плохо сшитая одежда
ЛЯГАВЫЙ (ивр. лахаш - шептун) - сыщик, доносчик, шпион, провокатор
МАЛАНЕЦ (малая нация) – не ругательное название (вероятнее самоназвание) евреев в Одессе, противоположное ХОЗАР (см.)
МАЛИНА (ивр. малон - приют, ночлег) - квартира, помещение, где скрываются воры
МАЛЯВА (ивр. мила ва - слово пошло) – письмо, записка
МАНСЫ – россказни, «лапша на уши»; сомнительные поступки
МАРВИХЕР (ивр. марвиах – зарабатывает) - вор высокой квалификации, зарабатывающий деньги
МАСТЫРКА (ивр. мастир - прячу, скрываю) - фальшивая рана. Отсюда ЗАМАСТЫРИТЬ – спрятать, СТЫРИТЬ - украсть
МЕНТ (нем. Mantel – плащ) – работник милиции, полиции. Это слово пришло из Австро-Венгерии, где полицейские носили плащи-накидки, поэтому их называли «ментами» - «плащами»
МИШИГИН - придурок
МИШПУХА (ивр. мишпохе – семья, родственники) - сообщество (в уничижительном смысле)
МУСОР (ивр. мосер - доносчик, вынюхиваюший) – милиционер, полицейский. Мусорами в Российской империи называли полицейских задолго до появления милиции
НИШТЯК (ивр. ништак - мы успокоимся) - здорово, отлично
ПАРАША (ивр. параша – комментарий, дурнопахнущая история) - в тюрьме ведро для справления естественной нужды. Другая версия - от ивр. параш (всадник). Видимо, сидящий на таком ведре напоминал блатным всадника, и они переделали слово в ласковое женское имя
ПОЦ (нем. Putz – украшение) – пенис; недалёкий человек, дурак; начинающий неумелый воришка
ПУРИЦ – человек с высоким самомнением; «большой начальник»
СИДОР (ивр. седер – порядок) - мешок с личными вещами заключенного, в котором должен быть строго определенный набор предметов. За их отсутствие или наличие в нем посторонних предметов заключенного наказывали
ТАЛМУД (ивр. ламадх – изучение) - большая, громоздкая книга, где написано нечто непонятное
ТРЕФНОЙ (ивр. трефа – растерзанный) у Даля: «у жидов, поганый, недозволенный, по Ветхому Завету, на пищу, некаширный. Трефить пск. брезгать чем, не есть чего, по причудам». Не путать с «трефовый» (франц. treflе – клевер) у Даля: «трефовая карта, масть, жлуди, кресты, черная крестовая карточн. масть»
ТУХЕС (ивр. тахат – зад) – место, откуда растут ноги. «Хороший тухис тоже нахес» (нахес – достаток, благополучие)
ФАРШМАК (нем. Vorschmack – закуска) - блюдо еврейской кухни с селёдкой; предатель, изменщик, ненадежный, подлый человек. Сделать кому (из кого) фаршмак - наказать, избить
ФРАЕР (нем. Frei - свободный) - свободный, вольный, тот, кто не сидит в тюрьме. У воров мир делится на своих - блатных, воров, и на фраеров - цивильных, не принадлежащих к воровскому миру. Фраер - это простак, которого разрешается обманывать и обворовывать
ХАЛЯВА (ивр. халав - молоко) - даром, бесплатно. В XIX веке евреи России собирали для евреев Палестины так называемый «дмей халав» - «деньги на молоко»
ХАНА (ивр. хана - делать остановку в пути, привал) - конец. Отсюда «Таганка» (ивр. тахана - станция, остановка, стоянка) - так сначала неофициально, а потом и официально называлась тюрьма, в которую привозили заключенных со всей европейской части страны перед отправкой в Сибирь
ХЕВИРА (ивр. хевра - община) - воровской притон, тайник; квартира, комната; воровская банда
ХИПЕШ (ивр. хипус – поиск, обыск) - шум, крик, суматоха; ограбление, осуществляемое при помощи красивой проститутки, которая заманивает жертву. Отсюда ХИПЕСНИЦА - воровка
ХОЗАР (ивр. хазир – свинья) – самое обидное прозвище (свинья в иудаизме – нечистое животное), противоположное МАЛАНЕЦ (см.)
ХОХМА (ивр. хохма - мудрость, шутка) - шутливое выражение, смешная история, анекдот
ХУЦПА (ивр. хуцпэ – наглость, дерзость) – сверхнаглость, борзость; «нахальство - второе счастье». Хуцпа как слово присутствует в большинстве европейских языков, считается отличительной чертой еврейского характера. Пример хуцпы: парень, виновный в убийстве своих родителей, просит у судьи снисхождения на том основании, что он сирота
ЦИМЕС (нем. zum Еssen – для еды) - десертное блюдо еврейской кухни; «то, что надо», «самое лучшее», главное, суть
ЦУГУНДЕР (нем. zu hundert - «к сотне» - за провинность солдат приговаривали к сотне палочных (батогами, шпицрутенами) ударов) - тюрьма
ЧУВАК (ивр. тшува - возвращение, покаяние, раскаяние) - порвавший с воровским миром, завязавший, ставший фрайером; ЧУВИХА - раскаявшаяся, переставшая быть курвой или проституткой
ШАБАШ (ивр. шабаш – суббота) - конец работы, разгульное веселье («шабаш ведьм»). Восходит к иудейской традиции, по которой суббота является днем отдыха, и любая работа в это время запрещена
ШАЛАВА (ивр. шилев – сочетать) – женщина, которая сочетается одновременно с несколькими мужчинами (девка, потаскуха, проститутка)
ШАРА (ивр. шеарим – остатки) - бесплатно, «на шару». То, что остается у продавца, непригодное для продажи, и он оставляет это на прилавке для бедных. Согласно еврейской традиции на поле оставляли несжатую полоску (шеар), чтобы бедные могли собирать колосья
ШАХЕР–МАХЕР (ивр. сахер – товар, мехер - продавать) – мошенническая сделка
ШВИЦЕР (нем. Schwitzen – потеть) – выскочка, трепач, хвастун, человек, который так старается произвести впечатление на окружающих, что даже потеет
ШИКЕР – пьяный, пьяница
ШИКСА (ивр. шэкэц - мерзость, гад; нечистое насекомое) - девушка-нееврейка (самка гоя). Если еврей женится на гоянке и вся семья не может его отговорить (еврейство передаётся по матери, и дети от такого брака не будут считаться евреями), то разводят руками и говорят «шикса»
ШЛИМАЗЛ (нем. schlimm - плохой, неудачный и ивр. мазаль - счастье, удача) – человек, которому хронически не везет. О таком говорят: «Если начнет изготавливать саваны, то люди станут жить вечно, а если надумает делать свечи, то солнце не закатится никогда»
ШЛЕП(п)ЕР (нем. Schlepper - буксир, тягач) – поездной, вагонный вор; (нем. schleppen – волочить) – букв. носильщик, еврей, который не наследует традиций не пить, не курить, ведет себя не как др. евреи общины
ШМОН (ивр. шмоне - восемь) - обыск, «шмонать» - обыскивать. В царской тюрьме камеры обыскивали в 8 часов вечера во время ужина заключенных
ШМОК – в зависимости от контекста подразумевается от «драгоценный камень» до «… с бугра». От последнего значения образовались ЧМО (болотное), ЧМОШНИК
ШНОБЕЛЬ (нем. Schnabel – клюв, носик чайника) - нос внушительных размеров
ШОБЛА (еврейск. шобл - процессия, кортеж) - толпа, скопище людей (обычно агрессивно настроенных); отбросы общества, опустившиеся люди
ШУХЕР (ивр. шахор - черный) - стоять на шухере, остерегать от опасности. Крикнуть «шухер» - предупредить о приближении полицейских, которые в Российской империи носили форму черного цвета

БОНУС. Некоторые слова и выражения на идиш
Слова, связанные с обрезанием - символом завета (договора) между Богом и народом Израиля:
 - БРИТ-МИЛА – процедура обрезания
- КВАТЕРС (на ивр. – ШОШВИНИМ) - обычно супружеская пара, которая вносит младенца в помещение, где производится обрезание, а после его окончания – уносит
- МОЭЛЬ - специально обученный человек, который совершает обрезание
- ГЕФАТЕР (нем. год фатер - крёстный отец, на ивр. - САНДАК) - аналог крёстного отца. В момент обрезания гефатер держит ребёнка на своих коленях, придерживая его ножки; если обрезание делают взрослому человеку, гефатер  держит его голову
- МАЗЛ ТОВ! (ивр. мазел тов - хорошее везение) – «Поздравляю!», - провозглашают многочисленные присутствующие по завершении обрезания
- МОХЕЛ – еврей с обрезанной крайней плотью
- УРЛ – необрезанный
- МЕШУМАДАМ – выкрест
Человеческая жизнь состоит из четырёх элементов: ЦОРЕС – напасти, недуги, проказа; МАКЕС – болячки (геморрой); ИХЕС – гордость; НАХЕС – достаток, благополучие
ИДИШ (ивр. йидиш – еврейский) – в словосочетаниях используется для усиления сказанного:
- АФ ИДИШЕ – очень хорошо
- ИДИШЕ КЕЦЛ – бестолковый
- ИДИШЕ ХАРЦ – добросовестный, отзывчивый
- ИДИШЕ МУМЭ – идеальная тётя по матери (заменят ребёнку маму в случае её смерти)
КОП(Ф) (нем. Kopf – голова) – голова
- ИДИШЕ КОП – еврейская голова, очень умный - высшая похвала
- МИШИГЕ КОП - полный придурок
- А ЛОХ ИН КОП - пожелание дырки в голове
- А ГЕЗУНТ АФ ДЕЙН КОП! - Будь здоров! (букв. - Здоровье на твою голову)
ЦУДРЕЙТЕР – ненормальный, не от мира сего. «ИН ДРЕРТ» - сойти в могилу
ШЕЙГЕЦ (ивр. шекоц - отвратительный) - грубиян, хам; ловкий плут
АЗ ОХ-Н ВЕЙ – «Ох», «Ай», «Что же это такое», «Горе мне», «Как же так». «ОЙ-ВЕЙ» и «ВЕЙ ИЗ МИР» означают примерно то же самое
А ГОЙ А ХОЗАР – русская (гойская) свинья. Достойный ответ (на уровне «от такого слышу»): «ФАРШТИНКИНЭ ИДИН» – паршивый еврей
А БРОХ ЦУ ДИР - Чёрт тебя побери
А ФЕЙЕР ЗОЛЬ ИМ ТРЕФНЕ - Чтоб он сгорел
АФ АЛЭ СОЙНИМ ГЕЗУКТ  - Чтоб всем врагам так было (негатив)
АФ АЛЭ ЙИДИ ГЕЗУКТ - Чтоб всем евреям так было (позитив)
АМЭХАЙЯ (ивр. мэхайе - оживляет, делает живым) – «Великолепно!»
АФ МИР ГЕЗУКТ – «Про меня будь сказано!» - превосходная степень хорошего
А ТАНГАНЭЙДЕНДЫКЕР ТАМ - райский вкус
ЦУКЕР ЗИС – сладко, как сахар
АИЦИН ПАРОВОЗ (а гиц ин – подумаешь, большое дело) - аналог «Подумаешь, открыл Америку»
ГУРНИШТ – ничто, отсутствие прибыли и бесполезные хлопоты
КИШ МИРИ ИН ТУХЕС УНД ЗАЙ ГЕЗУНД! - поцелуйте меня в задницу и будьте здоровы!
ЛЕХАИМ (ивр. ле – за, хаим – жизнь) – аналог «Ну, будем (здоровы)!» при поднятии чарки (кошерной)
МЕНЧ ТРАХТ, ГОТЕНЮ ЛАХТ - Человек предполагает, а Бог располагает
ПОРНОС (ПАРНУСЫ) – неофициальные доходы, чёрный нал, навар (не от варения яиц!)   
ХОЛОЙМЫС - чепуха, пустышка, напрасная трата времени и усилий, участие в бесполезном и безнадежном деле, из которого ничего выйдет
ФРЕЙЛЕХС (с ивр. – веселье) – мелодия «7:40»
ХАВА НАГИЛА - Давайте возрадуемся
ИХ ДАНК ЦЕЙЕР! - Уж порадовали еврейское сердце!

ПРИЛОЖЕНИЕ. Рецензия от 27.05.2018 г. Юрия Яесс (http://www.proza.ru/avtor/urochkayaess):
«Любопытно, хотя и не первая попытка, встречающаяся в сети, привязать к идиш арготизмы.
Надо сказать, что многое притянуто за уши. Например: "шикса" никогда не употреблялось евреями в значении "проститутка" Для обозначения проститутки есть слово "некейва". А шикса - это просто женщина нееврейка, в России - русская.
Также и "курва", в принципе, никакого отношения к идишу не имеет, ибо слово произошло из латыни, и переводится, как "кривая". Отсюда название измерительного прибора "курвиметр", служащего для промера кривых линий на картах. Из латыни слово проникло в польский язык, где сохранило свое второе латинское значение - шлюха. Если идиш и использовал это слово, то оно для него является иностранным, причем я никогда не слышал, чтобы евреи так говорили. Повторяю - есть слово "некейва и употреблять польское "курва" нет никакой необходимости. Еще в Варшаве может быть, но не в Одессе. Там скорее скажут по русски четко -"б'ядь!"
Аналогично, "чувак и чувиха". Эти слова также не из идиша и евреями никогда не использовались. Они пришли из лексикона хиппи, битников, куда "забежали от цыганского "чаво" - парень. Насчет этих слов было множество исследований серьезных филологов. Некоторые даже утверждали, что " чувак - это кастрированный баран. А по мнению писателя Василия Аксёнова, слово «чувак» получило распространение из сленга музыкантов («лабухов»).
Происходит это слово от обыкновенного «человек». Когда несколько часов подряд дуешь в трубу или в саксофон, язык во рту распухает и нет сил выговорить обыкновенное «человек», а получается «чэ-э-э-к», «чвээк» и в конце концов «чувак».
Некоторые слова за давностью лет приобрели совсем другой смысл, например, "фраер" уже давно не является лицом далеким от воровской среды, не угнетается "бродягами". Где-то с 70-х80-х гг прошлого века слово кардинально поменяло окрас. Сейчас на зонах "фраер - это авторитет, уважаемый персонаж. Честный или козырный фраер - это немаловажная ступень в воровской иерархии, почти равная "вору".
Но любая работа подобного рода не может быть абсолютно неоспоримой. Разнобои, неточности, упущения и притянутости в морфологии были, есть и будут, вероятно, всегда. В целом статья любопытна и интересна для всех, кто любит русский язык. Так что автору огромное мерси за труд и интерес».

Навигация

[0] Главная страница сообщений

Произошла ошибка благодарности
Думаю...
Перейти к полной версии